Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
· В. П. Беспалько дает такое определение: "Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса".
· И.П. Волков дает такое определение: "Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения".
· В.М. Шепель дает такое определение: "Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния".
· М. Чошанов дает такое определение: "Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы".
· Определение В.М. Монахова: "Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведении. Учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя".
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Например:
1.Технология обследования психо-речевого развития детей 5-7 лет. (Большакова С.В., Филичева. Т.Б., Трифонова В.Ф.)
2. Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР. (Нищева Н.В.)
3. Технология формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. (Арушанова А.Г., Вершинина О.М.)
4.Технология развития связной речи у детей с ОНР. (Сычева Г.Е., Ткаченко Т.А.)
5. Технология по подготовке детей к обучению грамоте. (Кузнецова Е.В., Ткаченко Т.А.)
6. Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
7. Технология коррекции слоговой структуры слова Т. А. Ткаченко, Агранович З., Большакова С. Е. А.К. Маркова, Ю.Ф. Гаркуша, З.Е., Н.С. Четверушкина,
8. Технология «Метод проектов в логопедии» Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие экспериментирования и моделирования, формирование обобщенных способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности, развитие способностей к прогнозированию будущих изменений
9. Творческие технологии-
Формирование эстетического вкуса, представления об
окружающем мире.
-—способствовать развитию личности ребенка, ее творческого потенциала средствами искусства, изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
—создавать условия для развития интереса к овладению нетрадиционными средствами и способами в изобразительной деятельности;
—использовать разные формы организации художественной деятельности, современные технологии в процессе обучения и развития.
10. Информационно-коммуникативные технологии (мультимедийные презентации, программа Power Point, Комплект компакт- дисков «Логопедические упражнения», «Игры для Тигры»)