Сайт учителя-логопеда
Болотовой Натальи Викторовны
На главную
Развитие речи
Развитие речи (или онтогенез)
комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам.

Под языковой нормой понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности; при нормальное речевой деятельности сохранными являются психофизиологические механизмы речи.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего от языковой речевой нормы, принятой в данной среде, обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Структура речевого дефекта - это совокупность симптомов данного дефекта речи и характер их связей.

В структуре речевого дефекта выделяются:
Первичное нарушение (ядро). Чем меньше возраст ребёнка, тем более выражен первичный дефект.
Вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первичным нарушением. Они формируются в ходе социального развития ребёнка, его взаимодействии с окружающими.
Системные последствия: различная структура речевого дефекта находит своё отражение в определённом соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия.

Причины речевых расстройств по Хватцеву М.Е.:

1. Органические:
1.1. Центральные - недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения;
1.2. Периферические - нарушение или дефект периферических органов речи (поражение органов слуха, расщелины нёба и т.п.);

2.  Функциональные - дефекты, возникающие в процессе психических травм (аутизм, заикание).

3.  Психоневрологические - умственная отсталость, нарушение внимания, памяти, др. расстройства психических функций.

4.  Социально-психологические - различные неблагоприятные факторы влияния окружающей среды и социума.
Схема нормального развития детской речи по А.Н. Гвоздеву
Открыть схему
Классификации речевых нарушений
Психолого-педагогическая классификация - основана на лингвистических и психологических критериях.
Все виды дефектов, рассмотренные в данной классификации делятся на 2 группы:
Группа 1 - нарушения устной речи:

- Фонационного (внешнего) оформления высказывания (нарушения произносительной стороны речи).


Данная подгруппа нарушений может быть дифференцирована в зависимости от нарушенного звена: голосообразования, темпоритмической организации высказывания (интонационномелодической, звукопроизносительной).
Это:
Дислалия
Дисфония
Тахилалия
Брадилалия
- Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания​
Это:
Алалия
Афазия
Группа 2 - нарушения письменной речи:

- Расстройство письма
Дисграфия
- Расстройство чтения
Дислексия
Существуют дефекты, при которых одновременно нарушены несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания
Ринолалия
Дизартрия
Клинико-педагогическая классификация - основана на психолого-лингвистических и клинических критериях.
Все виды дефектов, рассмотренные в данной классификации делятся на 2 группы:
Группа 1 - нарушения средств общения:

- фонематическое недоразвитие речи -
нарушение произношения отдельных звуков и групп звуков (неосложнённые дислалии, единичные случаи лёгких форм ринолалии, лёгкие случаи дизартрии).
Фонетический дефект (ФД)
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисграфия, дислексия).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
- общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи (алалия, дизартрия, ринолалия, дисграфия, дислексия). Общее недоразвитие речи делится на уровни.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Группа 2 - нарушения в применении средств общения -
расстройство коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения (заикание неврозоподобное или невротическое).
Заикание
ГЛАВНАЯ

ОБО МНЕ

Моя деятельность
Публикации
Развитие речи
Логопедическая работа
Гимнастики

Логопедические технологии
В помощь логопеду
В помощь родителям
Контакты

На главную
Наверх