Развитие речи (или онтогенез) — комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам.
Под языковой нормой понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности; при нормальное речевой деятельности сохранными являются психофизиологические механизмы речи.
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего от языковой речевой нормы, принятой в данной среде, обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Структура речевого дефекта - это совокупность симптомов данного дефекта речи и характер их связей.
В структуре речевого дефекта выделяются: первичные, ведущие и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях, а также имеют системные последствия.
Причины речевых расстройств по Хватцеву М.Е.:
1. Органические:
1.1. Центральные - недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения;
1.2. Периферические - нарушение или дефект периферических органов речи (поражение органов слуха, расщелины нёба и т.п.);
2. Функциональные - дефекты, возникающие в процессе психических травм (аутизм, заикание).
3. Психоневрологические - УО, нарушение внимания, памяти, др. расстройства психических функций.
4. Социально-психологические - различные неблагоприятные факторы влияния окружающей среды и социума.